Владимир Рекшан: Русские рокеры - писатели, наш рок - литература
31 октября 2019

ТЕЛЕЦЕНТРЪ, 31 октября – Наталья Мичурина - В беседе с Информационным агентством "ТелецентрЪ" писатель, рок-музыкант Владимир Рекшан рассказал о судьбе советского рока.

- В 1980-е гг. были гонения только за левые концерты?

- За левые концерты, за изготовление усилителей, их продажу. Просто за песни невозможно было преследовать, потому что ни в одной песне, сочиненной нашими музыкантами в те времена, не было призывов к свержению советской власти.

Другое было, что рок-музыка – это немножко философия, это городской фольклор, языческое искусство. Все наши основные звезды – это в первую очередь философы, писатели: Шевчук, Гребенщиков, Кинчев, Цой и прочие. Русская рок-музыка – литература. Власть тогда буквально говорила: "Мы вам предоставим композиторов, исполнителей. Не надо своего этого петь, не надо, пожалуйста. Потому что ваша самодеятельность – это проявление человеческой свободы".

- Существовали какие-то регламенты, связанные с тем, в какой одежде советскому исполнителю выходить на сцену, как себя вести?

- Докладываю. Если ты хотел идти на соглашение с государством, то есть, играть на официальной сцене в вокально-инструментальном ансамбле, ты должен был сдавать программу, петь песни советских композиторов, надевать красивый пиджак, примерно как у меня сейчас, и стоять на сцене. Если ты развивался как музыкант народный, в так называемом студенческом андеграунде, то какие регламенты? Осень 1970 года, группа наша "Санкт-Петербург" уже играет в Академии художеств. Толпа туда пришла со всего города. В чем я вышел на так называемую сцену? А там даже не сцена была, а просто зал. На мне были малиновые бархатные штаны, таджикский летний халат где-то я нашел, на шее у меня висел будильник неработающий, босиком и волосы до плеч. И такие же мои товарищи. Когда начальство пришло и это всё увидело, а мы уже играли, оно приказало выключить электричество. Электричество выключили, все в полной темноте, толпа орет, барабанщик продолжает играть, начальство не знает, что делать, дает отмашку включить электричество, чтобы скорее только это закончить. Это весело, это прекрасно – есть что вспомнить. Какой регламент? Если ты в полуподполье, то этих регламентов нет.

- Есть мнение, что с помощью регламентов исполнителей проще контролировать, удерживать их в каких-то рамках и давать всем артистам разные возможности на сцене. Ваше мнение по этому поводу.

- Мы опять говорим про государственное искусство. А рок-музыка – это негосударственное, это народное искусство. Если ты хотел быть на официальной сцене, да, тебя контролируют, ты выполнял некие требования, за это ты получал много концертов и каких-то гонораров – это одна история. Рок-музыка не может быть государственной. Она изначально независимая. На независимой сцене регламентов не было.

- Вы знаете, в Интернете есть мнения, что песня "Скворец" Макаревича – якобы влияние КГБ. В те времена очень многие уезжали из Советского Союза, а вот эта песня призывала остаться в СССР.

- Московская история немножко другая. Если рок-музыка как явление – музыка народная, то в Москве каждый второй, третий из этой рок-среды – это представитель той или иной элитной фамилии. Поэтому Ленинград стал столицей рок-музыки. Здесь элиты особой не было – все из разночинных семей. И Урал – там такой элиты нет. Москва тоже поставила большое количество известных музыкантов на сцену, но все-таки это уже третья столица русской рок-музыки. Хотя вроде как столица, возможностей гораздо больше – вот такой интересный момент.

СоюзЦветТорг Беккер RU Holding Consul
Предыдущая статья