Новости СМИ2
Ученый назвал перформанс основным оружием сегодняшних цветных революций
09 октября 2020

ТЕЛЕЦЕНТРЪ, 9 октября – Дмитрий Звягин -

В беседе с Информационным агентством "ТелецентрЪ" сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, профессор кафедры философии, социологии, культурологии, автор книг и научных статей о цветных госпереворотах Эдуард Макаревич прокомментировал свежие технологии смены неугодных Западу режимов.

- Цветные революции – это смена существующих режимов и существующих лидеров в целом ряде стран. Они делаются, чтобы определенная страна вошла в орбиту американского влияния.

Но влияния какого? Конечно, политического, экономического, военного, культурного и идеологического. Такое влияние – это составная часть американского лидерства. А что такое американское лидерство? Это контроль финансовых потоков по всему миру, финансовых коммуникаций, это создание общества потребления, где логика товара определяет логику жизни людей. Это создание военных баз по всему миру и функционирование этих баз. Это перекодировка сознания населения этих стран, перекодировка культурного и исторического сознания.

И это продвижение идеи морального превосходства США. И, в конечном счете, идея продвижения демократии посредством цветных революций. Вот что такое американское лидерство. Вот во имя этого и затеваются цветные революции.

- А какие преимущества у этих цветных революций, скажем, перед силовым захватом власти? Специфика здесь какая?

- В цветных революциях давление на власть, все действия, нацеленные на смещение власти, идут от имени народа. Естественно, группы, которые это осуществляют, как правило, выражают якобы гнев народа и выступают от имени всего народа. Хотя эти группы небольшие и претендовать на волеизъявление народа они никак не могут. Акцент делается на действия этих групп, которые, по задумке организаторов революций, должны избегать кровопролития, без крови сместить сместить власть, сместить лидеров.

- Можно же силовым методом это сделать. Ввести войска…

- Как раз организаторы цветных революций исключают силовой метод, потому что он дает право и возможность другой стране ответить на него таким же силовым методом. Либо силовые методы приобретают бархатную форму, и получается, что действия недовольных людей, недовольных масс в общем-то не несут такой кровавой ситуации.

Тем не менее, в ряде случаев доходит и до крутого столкновения с органами власти, с полицией, по крайней мере. Оппозиции это и надо, потому что полиция начинает действовать жестко, появляются задержания, силовые приемы применяются, а это дает повод выступить против жестких действий властей. Добавить, как говорится, энергетику в эту революцию. Но до крови не доходит. И именно это очень привлекает организаторов.

Им не нужна кровь. Она сразу меняет отношение и к организаторам этих революций, и вообще к участникам. Большая кровь меняет отношение и позволяет власти не церемониться с этими людьми.

- Какие еще характерные черты таких революций и механизмы их осуществления?

- Первый шаг в организации этих революций в определенных странах – это создание некоммерческих / неправительственных организаций и независимых СМИ.

Второй шаг – это выявление недовольства людей властью, в каких сферах есть это недовольство властью. И выявление уязвимых мест в системе государственного управления.

Следующий шаг после того, как это выявлено, связан с консолидацией оппозиции, которую создают и управляют через некоммерческие и неправительственные организации. Это очень важный шаг – консолидировать оппозицию посредством НКО.

Шаг четвертый – это стимулирование работы независимых СМИ и интернет-ресурсов определенного толка.

- В каком смысле стимулирование?

- Финансирование, с одной стороны. А с другой стороны, естественно, предложение определенного содержания их работы. Надо чтобы СМИ, вооружившись этим содержанием, активно включились в процесс.

Затем нужно создавать группы давления. Как правило, это молодежные организации, молодежные формирования, которые позволяют раскачать людей массово. Если сослаться на опыт конкретных революций, например, майдана в Киеве в 2013 году, такой группой давления был "Правый сектор" (организация, запрещенная в РФ – ред.). В нем были подготовлены боевики правофашистского толка.

После этого посредством молодежных групп давления производится вывод на улицу людей, раскачивание их по определенным технологиям. Используются, прежде всего, технологии перформанса и провокации. Примеры таких перформансов? В Белоруссии были сцепки людей, которые обходили силы правопорядка слева, справа, зажимали их в кольцо – это в чистом виде перформанс. Когда люди участвуют в определенном действии, руководимом определенным сценаристом.

Или, например, цветная революция по смещению Милошевича в Сербии в 2000 году, там два перформанса работало мощно. Первый – когда брали несколько пустых бочек, на них писали: "Он должен уйти, он уйдет". И эти бочки катили по мостовой. Они грохотали вовсю. Собиралась толпа, она сопровождала это. И СМИ при этом присутствовали. И всё это привлекательно было.

И другой перформанс – девушки в белых кофточках. Когда в первый ряд протестующих отбирали девушек в белых кофточках. И расчет был на то, что в ходе столкновения с силами правопорядка эти кофточки должны быть испачканы, замазаны, и лучше всего, если кровь появилась на них. И это всё снималось, это была очень эффектная картинка.

А что такое вообще перформанс? Это синтез театра и изобразительного искусства. Это искусство действия. Это некое действие, которое осуществляется режиссером или приглашенными им людьми, которые в определенном месте в определенное время проводят некую акцию согласно задуманному сценарию и задуманному образу, который должен родиться в процессе этой акции. И, в конечном счете, они добиваются того, что эта вся акция проводится с участием публики. Самые важные участники – это СМИ и это публика. Они заряжаются этим действием, а то и участвуют в нем. И вся картинка потом передается в эфир. И это производит мощное впечатление на людей, сидящих у телевизоров или в интернете. Перформанс – основное оружие сегодняшних цветных революций. В Белоруссии все эти толпы, которые ходят сейчас каждую субботу и воскресенье под бело-красными полотнищами, – это перформанс. И он укладывается в объяснение, которое я вам сейчас привел. Это художественные действия. Это художниками придумано.

Фото - (с) Reuters