"Таврида" как альтернатива либеральному искусству
05 октября 2019

Итак, "Таврида" в Крыму завершилась. Этот — пятый по счету — форум молодых деятелей культуры и искусств, который прежде еще не проводился с таким размахом и такой продолжительностью.

Стоит отметить, что он проходил пять месяцев в районе города Судака, известного своей очаровательной крепостью. Участвовали 5000 человек практически из всех российских регионов. Масштабно.

В прежние годы мы такого не видели, не говоря уже о том, что весь этот парад конкурсов и фестивалей для молодежи по разным профилям — от управления и информационных технологий до точных наук и искусства — всё это результат весьма любопытного сдвига в отечественной действительности, который случился вовсе не сам собой.

А он случился, пусть этот факт не все хотят замечать, под влиянием Второй волны глобального кризиса (в 2014-2016 гг. выяснилась отработанность старой узкосырьевой модели российского капитализма) и развернулся конфликт с США и ЕС.

Открылось сразу много проблем. Одна из них — тотальное господство неолибералов в культуре и их стремление определять через символы искусства поведение миллионов молодых людей. Естественно, они всегда говорили при этом о чистом, якобы не этимологизированном искусстве.

С другой стороны, едва ли критики "Тавриды" увидят в ней некие позитивные и конструктивные начала, зато с либеральной высоты они всегда смогут сказать: государство вторгается в мир, где должно быть только декларативное свободное от него искусство.

На деле же 5 000 участников "Тавриды" из всех регионов страны (архитекторов, дизайнеров, режиссеров, актеров, танцоров, медийщиков, комиков, рэперов, танцоров, художников, скульпторов, литераторов и других), скорее, могут быть охарактеризованы как обсуждающие и показывающие искусство вне господства прозападной неолиберальной повестки. И, конечно, нельзя сказать, что государство не предлагает своих каналов для развития культуры (зачем тогда было бы хотя бы профильное министерство?)

Однако всё это, есть надежда, будет параллельно доминирующим с 1990-х годов либеральным каналам в искусстве, где не видно много прекрасного и прогрессивного.

Источник – публикация на странице автора в фейсбук.