"Союз-5" совершит первый полет через 3 года
28 августа 2020

ТЕЛЕЦЕНТРЪ, 28 августа – Анастасия Синицына -

В беседе с Информационным агентством "ТелецентрЪ" главный конструктор ракеты-носителя "Союз-5" Александр Черевань рассказал о революционных технологиях, примененных при изготовлении этого изделия.

— В чем будет принципиальное отличие этой машины от "Союза-2"?

— Если говорить о принципиальных отличиях от "Союза-2", то, прежде всего, эта машина другого класса. Грузоподъемность "Союза-2" на низкую околоземную орбиту близка к 8 тоннам. У носителя "Союз-5" грузоподъемность на ту же орбиту при запуске с космодрома Байконур 17 тонн.

Компоновка тоже принципиально отличается. В "Союзе-2" пакетно-тандемная схема, а в "Союзе-5" — чисто тандемная. И это двухступенчатая ракета в отличие от трехступенчатого "Союза-2".

— Почему там три ступени, а здесь две? Это отличие что-то дает?

— Конечно, дает. Всё зависит от той задачи, от тех возможностей, которые имеются у разработчиков на момент выдачи технического задания. Если есть определенные двигатели с определенной тягой, если у конструктора имеются определенные задачи по массе выведения полезной нагрузки, то он подбирает компоновку. Трехступенчатая ракета по всем классическим формулам эффективнее, чем двухступенчатая машина. Тем не менее, если говорить о стоимости производства, о сложности конструкции, о сложности подготовки изделия на стартовом техническом комплексе, то двухступенчатая машина в этом плане выигрывает у трехступенчатой.

— Вы сказали, что новая ракета будет способна выводить гораздо больше полезного груза на орбиту…

— Эта машина сможет выводить на низкие околоземные орбиты автоматические космические аппараты с применением разгонного блока, она сможет выводить полезные грузы на геопереходные орбиты, геопереходные к геостационарным орбитам, на геостационарные орбиты, на отлетные траектории.

Достаточно широкий спектр нагрузок. И машина изначально проектировалась для выведения перспективного космического транспортного корабля, поэтому в ее конструкцию заложены все необходимые параметры, которые обеспечивают выполнение требований к выведению пилотируемого транспортного корабля нового поколения.

— Какие в "Союзе-5" технические новинки? Или всё принципиально уже придумано и ничего нового не сделаешь? Может быть, какие-то материалы новые будут применяться?

— Габаритно-массовые характеристики составных частей блоков ракетоносителя имеют максимально возможные значения, которые позволяют транспортировать составные части существующими видами транспорта. И автомобилем, и железнодорожным, и авиационным.

Диаметр блоков 4100 мм. Это максимальный диаметр, который позволяет железная дорога транспортировать с габаритами по длине порядка 35 метров. И в кабину самолета такой блок помещается.

Кроме того, применяются бортовые электронные системы. Система управления, которая на отечественной элементной базе создается. Будет применяться бесплатформенный инновационный блок, с чувствительными элементами на волоконно-оптических гироскопах, которые малогабаритны, имеют маленький вес. На наших машинах применяться такой блок будет впервые. Будет использоваться быстродействующая бортовая вычислительная машина, которая позволит обеспечить всю подготовку изделия собственными средствами.

Минимизация связей между ракетой и техническим и стартовым комплексом упрощает процесс подготовки изделия, упрощает наземное оборудование, сделает его более дешевым.

— Получается, более "умная начинка" там будет?

— Не сказать, что она будет более умная, но сама реализация системы управления обеспечит более простую эксплуатацию этого изделия за счет возможностей бортовой вычислительной машины. Она позволит производить такое число операций в секунду, которое обеспечит разворачивание непосредственно на борту, а не на земле испытательных режимов.

Будут применяться двигатели первой, второй ступени. Сегодня в мире не существует двигателей, которые имеют лучшие характеристики по удельному импульсу тяги. Это РД-171МВ разработки "Энергомаша", это маршевый двигатель первой ступени. И двигатель РД-0124МС разработки воронежского предприятия АО "КБХ". Повторюсь, что характеристики по удельному импульсу – максимально возможные на этой паре компонентов.

Будет применяться бортовая система аварийной защиты, которая позволит на этапе запуска двигателя, на этапе работы двигателя проводить диагностику его параметров в течение нескольких миллисекунд. Она позволит выявить возможную нештатную аварийную ситуацию и предотвратить дальнейшее развитие этой аварийной ситуации.

От определения в аварийном состоянии до выключения двигателя — несколько миллисекунд. И на первой, и на второй ступени такая система будет применяться, это позволит в случае возникновения аварийных ситуаций сохранить ракету и стартовый комплекс от взрыва. А на участке полета второй ступени, если будет возможность продолжать полет на одном из блоков двигателя, система аварийный блок двигателя отключит, две камеры второго блока будут работать и смогут выполнить задачу. Мы тоже впервые применяем на наших изделиях такую схему.

— А какие еще есть интересные, любопытные детали в "Союзе-5"?

—Применяется у нас новый сплав алюминиевый, с повышенными по отношению к традиционным сплавам механическими характеристиками и с приемлемой стоимостью. Применяем мы на второй ступени объединенные днища баков окислителей и горючего. В практике нашего предприятия мы это делаем впервые.

— Что это дает?

— Это позволяет снизить массу конструкции второй ступени, облегчить ее по отношению к традиционной схеме. Также это позволяет сократить габариты блока. Здесь используется сварка трением с перемешиванием, это новый технологический процесс, который на нашем предприятии применяется впервые.

— Откуда может стартовать "Союз-5"? Какие площадки для него возможны?

— Планируется сейчас запуск его с комплекса "Зенит СМ", который находится на космодроме Байконур. Но ракета-носитель "Союз-5" сможет стартовать с любого космодрома. И с космодрома "Восточный", и с космодрома "Морской старт" при условии, что будут созданы соответствующая инфраструктура, техническая позиция и стартовый комплекс.

— Когда мы сможем увидеть готовые "Союзы-5"? Когда они полетят?

— В настоящее время ведется разработка конструкторской документации на ракету-носитель, изготавливаются опытные образцы. Первый пуск с космодрома Байконур планируется в конце 2023 года.

СоюзЦветТорг Беккер RU Holding Consul
Предыдущая статья