Россия представила самолеты будущего, неприятно удивившие НАТО
08 сентября 2020

ТЕЛЕЦЕНТРЪ, 8 сентября - Алексей Бодров -

Военно-воздушные силы Германии и Франции объявили, что приступили к созданию "воздушной боевой системы будущего" – симбиоза истребителя последнего поколения и беспилотного летающего аппарата – дрона.

Экипаж этого нового самолета составят два человека – непосредственно пилот и оператор дронов. Задачей последнего будет управлять сразу целым "роем" ударных беспилотников, предназначенных для уничтожения ПВО вероятного противника, чтобы "расчистить" путь истребителю.

В Европе уже назвали эту новую боевую систему самой амбициозной и дорогостоящей программой авиационного вооружения в новейшей истории Старого Света, которая должна дать фору даже российским истребителям Су-57.

Оправдаются ли надежды европейцев на новый военный самолет? Действительно ли он сможет превзойти легендарные российские истребители?

Невидимый для радаров противника, сверхманевренный и сверхскоростной российский Су-57 не имеет пока аналогов в мире. Во время показательных выступлений в небе над Кубинкой на международном военно-техническом форуме "Армия 2020" он впервые продемонстрировал для широкой публики все фигуры высшего пилотажа. Но трюки в небе – не просто часть авиашоу. Это демонстрация реальных возможностей Су-57 для воздушного боя.

Однако французские и немецкие разработчики считают, что смогут создать самолет, который будет способен победить российский истребитель в бою.

Европейские производители уже сейчас официально именуют свою машину "истребителем шестого поколения". По задумке создателей, новый боевой самолет сможет взлетать и с земли, и с авианосцев; нести на борту ядерное оружие; а его бортовая электроника будет связана единой информационной сетью не только с центром управления, но и с другими такими же истребителями. Есть даже амбициозные планы, что вместо обычного пилота управлять самолетом будущего будет суперкомпьютер, рассказывает военный эксперт Константин Макиенко.

"Это чрезвычайно мощные процессоры с элементами искусственного интеллекта, которые значительную часть задач будут выполнять вообще без пилота. Скорее всего, это будет опционально пилотируемый комплекс. То есть он может работать как в пилотируемом, так и в беспилотном варианте", - поясняет эксперт.

Звучит впечатляюще! Правда, пока у европейских конструкторов есть лишь амбициозные мечты и план действий. Многие заявленные ими сверхтехнологии будущего еще только предстоит разработать. Платформа-демонстратор нового истребителя будет создана лишь к 2026 году. А само производство супермашины будет начато не ранее 2040-го. Именно тогда планируется, что новый самолет придет на замену ныне существующим немецким истребителям "Еврофайтер" и французским "Рафаэлям", поясняет Константин Макиенко.

"Как правило, сроки первоначальные не выдерживаются. За четверть века, конечно, что-то они создадут, если еще в это время им экономика позволит. Если в это время Франция будет еще Францией, а не частью арабского мира, а Германия будет Германией, а не частью Турции", - смеется эксперт.

На сегодняшний день самыми современными самолетами в НАТО считаются американские F-22 и F-35. Изначально разработчики заявляли, что F-22 будет многоцелевым истребителем, но затем круг его задач сузился до завоевания господства в воздухе. То есть на деле оказалось, что истребитель может подбить вражеский самолет, а вот прицельно ударить по объекту на земле – если его координаты не были введены до взлета – уже не может. Также минусом F-22 стала очень низкая маневренность.

F-35 задумывался как универсал, поэтому его создали в трех модификациях: для взлета с обычной ВПП с земли; для взлета с короткой полосы и с вертикальной посадкой; и для взлета с авианосцев. Однако полноценного истребителя из него тоже не получилось: у него низкая скорость – всего 1900 километров в час – и опять-таки плохая маневренность.

А вот российские Су-35 могут показывать такие фигуры высшего пилотажа, что западным истребителям и не снилось, уверен летчик-инструктор первого класса Андрей Красноперов.

"Двигатель у него более мощный. Он сможет развивать скорость звука не на форсаже, а просто в обычном режиме. Этим не может похвастаться самолет F. Ну и изменяемый вектор тяги, поверьте, это шикарная вещь, я повторюсь, которая позволяет ему вообще лететь чуть ли не хвостом вперед", - говорит эксперт.

А к 2025 году в Российской армии должен появиться первый опытный образец стратегического стелс-бомбардировщика, разработанного в рамках программы "Перспективный авиационный комплекс дальней авиации" ПАК ДА.

Комплекс спроектирован по схеме "летающее крыло". В его конструкции будут широко применяться технологии и материалы для снижения заметности. Самолет сможет нести на борту все существующие и перспективные стратегические крылатые ракеты, включая высокоточные авиабомбы и гиперзвуковое оружие. Плюс к этому новую машину оснастят новейшими средствами связи и радиоэлектронной борьбы. В перспективе на вооружение в Военно-космические силы России поступит вначале стратегический бомбардировщик пятого поколения, а уже на смену ему должен прийти бомбардировщик шестого поколения — беспилотный, поясняет Константин Макиенко.

"Этот комплекс будет в состоянии висеть в воздухе десятки часов, может быть, даже несколько суток. Его задача будет выходить на рубежи в арктической зоне. И в случае необходимости наносить ракетный удар с очень большого расстояния, в несколько тысяч километров", - говорит эксперт.

А вот "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" ПАК ФА, получивший код Су-57, уже имеет на борту уникальное оборудование.

Если стратегические бомбардировщики ПАК ДА еще находятся в стадии разработки, то истребитель пятого поколения в России уже существует, и это стало большим сюрпризом для Североатлантического альянса. На форуме "Армия-2020" впервые широкой публике был представлен Су-57. Опытный образец самолета осмотрел министр обороны Сергей Шойгу. Большая часть данных о возможностях Су-57 засекречена.

С новой "начинкой" российский истребитель сможет лететь со сверхзвуковой скоростью длительное время, не применяя при этом режим форсажа, который быстро расходует ресурс двигателей.

Максимальная скорость полета превысит две с половиной тысячи километров в час. Для сравнения, у поставленного на вооружение американского истребителя пятого поколения скоростные параметры на 100 километров в час ниже: F-22 максимально может выжать всего 2400 километров в час.

"Умная обшивка" нового авиационного комплекса – это полторы тысячи радиопередатчиков, установленных по всей поверхности самолета – от носа до хвоста. Точные данные приборов засекречены, но известно, что чувствительность их настолько высока, что истребитель может обнаружить, к примеру, легковой автомобиль на расстоянии 100 километров. В любое время суток и в любую погоду ему не составит труда сопровождать 60 целей на земле или в воздухе и вести огонь по двум десяткам из них. На помощь летчику придет и новый бортовой компьютер, рассказывает военный эксперт Алексей Леонков.

"Это технология "второй пилот", которая позволяет с летчика снять большую часть технической нагрузки, которая обеспечивает, например, живучесть самолета в воздухе. То есть это управление комплексами бортовой обороны, комплексами РЭБ, комплексами, которые осуществляют обнаружение целей", - говорит эксперт.

Существенной особенностью нового российского истребителя будет его малозаметность. Стать невидимым для радаров противника позволяет не только технология "стелс". Так, для обшивки корпуса Су-57 был специально разработан новый вид углепластика. Снабжен самолет будет и передовыми средствами радиоэлектронной борьбы. Важную для малозаметности роль играют и особенности авиадвигателя. Совокупность этих факторов и превращает российский истребитель в настоящую "невидимку", уверен Константин Макиенко.

"Это возможность выполнения длительного сверхзвукового полета без включения форсажа, то, что называется крейсерский сверхзвук. Потому что когда вы включает форсаж, во-первых, у вас расход топлива в разы увеличивается, во-вторых, вы сразу становитесь заметными, инфракрасный выхлоп сразу демаскирует самолет. ПАК ФА Су-57 способен выполнять длительный сверхзвуковой полет без включения форсажа", - говорит эксперт.

Главной особенностью комплекса фронтовой авиации станет сочетание функций ударного самолета и истребителя. То есть Су-57 способен уничтожать не только воздушные, но и наземные цели противника.

Максимальная боевая нагрузка машины составит 10 000 килограмм. Во внутренних бомбоотсеках будут размещены новые управляемые ракеты малой, средней и большой дальности. Отдельный отсек будет предусмотрен и для корректируемых авиабомб. Их называют еще "умными бомбами", это управляемые авиационные средства поражения, снабженные специальными системами наведения и управления.

Технические характеристики электронной начинки бомб и ракет для Су-57 засекречены, но известно, что они будут обладать лучшей чувствительностью и помехозащищенностью. Аналогов такому оружию за пределами России нет.

Также у нового российского истребителя Су-57 будет расширена возможностью обнаружения и захвата целей за все время автономного полета, поясняет Алексей Леонков.

"В самолете ПАК ФА, который сейчас называется Су-57, сделана была так называемая сферическая РЛС, то есть на всех его консолях, на законцовках крыла, на фюзеляже, на хвостовом оперении были расположены антенны РЛС, которые позволяли этому самолету видеть как бы в сфере. То есть он видел всё, что происходит вокруг него", - уточняет эксперт.

Главный упор в Су-57 по-прежнему делается на скорость и маневренность, и это отличительная черта российской авиаконструкторской школы. В нашей стране традиционно большое внимание уделяется способности самолета вести ближний бой. В США делают ставку на поражение противника на дальней дистанции. Вот только уничтожить Су-57 с большого расстояния вряд ли удастся. Американские истребители просто не будут его видеть.

Су-57 способен работать в небе с целым "роем" истребителей Су-35. Единое информационное поле позволяет быстро обрабатывать информацию в бортовых компьютерах самолетов и наносить неожиданный удар по противнику.

В одной связке Су-57 может находиться и с ударным беспилотником "Охотник". В этом случае Су-57 очищает воздушное пространство от самолетов противника, а "Охотник" наносит удары по вражеским войскам на земле.

Работать в беспилотном режиме сможет и сам Су-57, об этом в эксклюзивном интервью телеканалу "Звезда" рассказал генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь на форуме "Армия 2020".

"Если не уходить в детали, то, конечно, варианты беспилотного управления мы отрабатываем на многих авиационных комплексах и, конечно, на нашем перспективном Су-57 такая работа также ведется", - сказал он.

Эта новость стала большим сюрпризом для американцев, считавших, что Россия пока далека от создания беспилотных истребителей. Ведь в НАТО такие машины находятся пока еще только в стадии разработки.

Но даже если за штурвалом Су-57 будет находится пилот, то он будет экипирован по-новому. Для летчика разработают специальный шлем, на забрало которого будут выводится все параметры, необходимые для выполнения боевой задачи.

Такой шлем заменит сразу несколько приборов и будет оснащен большим количеством датчиков, которые будут улавливать движения головы пилота. В зависимости от того, куда он повернет голову, на очки будет проецироваться та информация, которая нужна в данный момент. Сюда идет и функция выбора и захвата цели, и многое другое, поясняет Алексей Леонков.

"По определенным переключениям, может быть, это будет на перчатке, может быть, где-то еще, он может менять картинки и получать как те изображения, которые он видит сам, так и картинки, например, от своего второго помощника, который установлен на борту, "второго пилота" так называемого", - говорит эксперт.

И благодаря таким новым технологиям эффективность пилота в современном воздушном бою и в боях будущего вырастет в несколько раз.

В новом шлеме станет реальностью и другая фантастическая функция – когда на специальные очки пилота будет проецироваться виртуальная картинка с полем боя, на которой свои войска будут отмечены одним цветом, а вражеские – другим.

Это будет модернизированная версия единой системы государственного радиолокационного опознавания – программы "свой-чужой", которая уже существует. Уже сейчас вся российская военная техника – сухопутная, морская и воздушная – оснащается специальными радиолокационными датчиками. Поэтому когда наш истребитель летит над полем боя, у него работает бортовая система "Пароль" или "Страж", и пилот на специальном мониторе видит, кто на поле боя "свой", а кто "чужой", и автоматически помечает их нужным цветом.

Отдельно отображаются и наземные объекты противника. Они ранжируются по классам и сразу же закрепляются за определенной ракетой на истребителе. Поэтому, получив приказ, российский летчик сможет нанести прицельный удар по выбранной цели за считанные минуты. А когда вся эта информация будет отражаться не просто на мониторе, а на шлеме пилота – время реагирования еще сократится, и увеличатся возможности по сдерживанию вероятного противника на важнейших стратегических направлениях.

Поэтому можно смело сказать: границы нашей страны на надежном замке.