ОБЖ в опасности
08 сентября 2020

ТЕЛЕЦЕНТРЪ, 8 сентября - Евгения Лушенкова -

Удивительный предмет ОБЖ. Профильных специалистов по предмету нет и, похоже, что одной общей программы тоже нет. В одних школах противогазы на скорость надевают, манекены бинтуют, собирают “калаши”. В других школах под унылую диктовку пишутся конспекты, сдаются устные зачеты, а где-то и вовсе отставной военный травит байки и “автоматом” выставляет оценки.

Предложение убрать ОБЖ из школьной программы зародилось уже давно. Например, еще в 2018 году от депутата Мосгордумы поступило предложение: раскидать этот предмет по разным дисциплинам. То есть химзащиту изучать на уроках химии, военную подготовку на физкультуре, медицинскую помощь изучать на биологии, ориентирование на местности освоить на уроках географии.
Таким образом, предмет останется, но гармонично растворится в других и появится свободное время в расписании. Однако предложение Ольги Ярославской тогда не нашло поддержки, но зерно сомнений все же было посеяно и теперь, похоже, дает всходы.
После того, как эксперты назвали основы безопасности жизнедеятельности самым бесполезным предметом, депутаты от партии “Единая Россия” предложили убрать эту дисциплину, заменив ее начальной военной подготовкой, которая когда-то была в школах, но в 1993 году ее упразднили.
По мнению депутата Алексея Журавлева, одного года в армии мало, чтобы подготовить защитника Родины, а патриотического воспитания в школах совсем нет. Именно НВП, как никогда, кстати и вполне может заменить собой ОБЖ.


Профессор ВШЭ Ирина Абанкина заметила, что дети не должны сидеть за партой на уроке ОБЖ, обучение должно быть практико-ориентированным. Ей вторит и Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. Он уверен, что количество часов этого бесполезного и устаревшего предмета нужно сократить. Избавляться от данной дисциплины совсем не нужно, а сделать ее более прикладной и устраивать, например, военно-учебные сборы во время летних каникул.


Что касается родителей и учеников, то им по душе больше вариант встраивания ОБЖ в другие дисциплины. Это будет гармонично и хоть немного освободит и без того перегруженных школьников. А вот летние сборы и НВП вместо ОБЖ женской половиной учащихся и их родителей воспринимается и вовсе неодобрительно.
Под лежачий камень ОБЖ вода все-таки затекла, а это значит, что в ближайшее время в изучении этого предмета и подхода к нему точно будут перемены. А вот будут ли учтены пожелания обучаемых, узнают все, скорее всего, лишь по факту.