Новые "Союзы" обеспечат России прорыв в дальний космос
16 сентября 2020

ТЕЛЕЦЕНТРЪ, 16 сентября – Алексей Бодров -

Президент Дональд Трамп заявил: "Мы восстановим былое космическое величие США и освоим Луну". Для этого Трамп запросил у конгресса более полутора миллиардов долларов и подписал указ, в котором говорится, что США собираются добывать на Луне полезные ископаемые, которые будут использовать в своих нуждах.

А остальные страны, по мнению американского лидера, никаких прав на Луну не имеют.

Но прежде чем что-то осваивать, сперва нужно туда добраться. В мае американская компания SpaceX, принадлежащая Илону Маску, благополучно осуществила первый коммерческий запуск космического корабля. Хотя последнее время и считалось, что американский космический флот значительно отстает от российского. Так неужели американцы смогут перегнать нас в освоении космоса? Чем мы сможем ответить? И как сегодня обстоят дела в российской космической отрасли?

Для начала факты: последнюю высадку на Луну американцы осуществили в далеком 1972 году. Последний полет Шаттла с астронавтами на борту, состоялся почти десять лет назад. После этого бурная деятельность НАСА закончилась. Сегодня осваивать космос американцы намерены с помощью частных компаний.

В конце мая космический корабль компании SpaceX со второй попытки стартовал с мыса Канаверал. Первый частный челнок с двумя американскими астронавтами на борту успешно совершил рейс на МКС.

"Уникальность компании Маска SpaceX в том, что эта компания развивается с невиданным темпом. В этом проблема. Для всех остальных, не только для Роскосмоса, но и для "Боинга", "Локхида", европейцев, китайцев. Такой темп развития был возможен только в СССР и США в 1950-1960 годах, когда на это были брошены колоссальные финансовые ресурсы и колоссальные административные ресурсы", - рассказывает кандидат технических наук Андрей Ионин.

Параллельно с Маском компания "Боинг" планирует предпринять вторую попытку запуска своего пилотируемого корабля "Старлайнер" к Международной космической станции. Как и в прошлый раз, корабль будет запущен без экипажа на борту, и в компании рассчитывают, что со второй попытки "Старлайнер" все-таки доберется до МКС.

Разработка новых пилотируемых американских кораблей частными компаниями ведется под патронажем НАСА. Но ответственность в случае неудач ляжет только на частный бизнес. Государство не стремится нести ответственность за высокие риски потерять экипаж в космосе. Ведь для США престиж страны – прежде всего, уверен политолог Алексей Мухин.

"Громадные деньги они тратят на пиар своей космической отрасли. Потому что для руководства США — это вопрос жизни и смерти, вопрос политической выживаемости. США в последнее время не преуспели ни на одном своем внешнеполитическом направлении. И поэтому для них космическая отрасль там, где результаты нельзя, что называется, пощупать, но можно создать хороший пиар, является единственным выходом попытаться сохранить свою доминирующую, ведущую позиции в мире", - считает эксперт.

В любом случае США преследуют главную цель – создать собственные корабли, способные доставлять на орбиту астронавтов вместо российских "Союзов", которые последнее десятилетие служат главным средством отправки экипажей в космос.

Закрыв тупиковую программу шаттлов, американцы вернулись к традиционным ракетам, подключив к программе частные компании, но так до сих пор и не решились сертифицировать ни одного обитаемого корабля, который можно было бы доверить какой-либо ракете-носителю. Да и большинство американских ракет летают на российских двигателях, придумать что-то лучше у США пока не получилось, рассказывает главный конструктор ракетно-космического центра "Прогресс" Александр Черевань.

"В настоящий момент в мире не существует двигателей, которые имеют лучшие характеристики по удельному импульсу тяги, чем РД-171МВ разработки "Энергомаш", маршевый двигатель первой ступени. Или двигатель РД-0124МС разработки воронежского предприятия АО "КБХ", - говорит инженер.

После краха программы "Спейс шаттл" единственное, на что были способны американцы, так это выводить в ближний космос только спутники. Многоразовые челноки остались в прошлом.

Проект "Спейс шаттл" в начале 1980-х годов прошлого столетия рассматривался как настоящий прорыв в космосе. Но он оказался во много раз дороже, чем планировалось. Еще более серьезной проблемой была аварийность "космических челноков", приведшая к тысячам серьезных отказов различных систем в полетах и двум катастрофам, в которых погибли 14 человек.

Кроме того, ресурс кораблей при эксплуатации оказался на порядок ниже расчетного. Поэтому, просчитав все риски, американские и европейские астронавты пересели на российские корабли.

Сейчас работают две схемы доставки астронавтов на МКС. В первом случае космический экипаж состоит из двух русских и одного иностранца, а в другом — наоборот. Обновление экипажа МКС происходит раз в три месяца — это четыре полета на "Союзе" в год. Таким образом, Роскосмос продает иностранцам шесть мест в год. Сегодня каждое место в космической "маршрутке" стоит порядка 90 миллионов долларов.

Илон Маск обещает США полную независимость от российских кораблей и дешевизну полетов на своем корабле – 20 миллионов долларов за одного астронавта. Но не всё так однозначно. Несколько запусков, к примеру, космических грузовиков SpaceX завершились неудачей. А ведь рисковать грузом и жизнями астронавтов — не одно и тоже, считает ведущий научный сотрудник института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.

 

"Подтвердить тот уровень надежности, который достигнут "Союзами", это требует очень много пусков. Это несколько сотен запусков", - считает ученый.

Российский пилотируемый корабль "Союз" известен не только как средство доставки и спуска астронавтов, но и как космическая спасательная капсула. Только "Союз" аттестован по всем международным стандартам для нахождения на орбите в течение полугода — люди могут в нем укрыться и безопасно спуститься на Землю. Судя по всему, в ближайшее время "Союз" останется основным кораблем по доставке космонавтов на орбиту. Правда, учитывая успешный запуск корабля Маска, работать придется в условиях жесткой конкуренции, поясняет генеральный директор ракетно-космического центра Дмитрий Баранов.

"Конкуренция была на международном рынке пусковых и в отсутствие "Драгона". И мы в условиях этой конкуренции, наверно, последние лет 20-30 живем, некоторые предприятия ракетно-космической отрасли там находятся", - говорит эксперт.

Ракетно-космический центр "Прогресс" расположен в Самаре. Именно здесь собирают ракеты-носители "Союз-2", которые сегодня выводят на околоземную орбиту пилотируемые корабли, рассказывает начальник сборочного цеха Денис Белов.

"Это самая серийная машина, единственная в России, на которой произведено более 2000 запусков", - говорит он.

Сейчас в Самаре начинают производство ракеты среднего класса – "Союз-5". Новая машина будет обладать стартовой массой около 270 тонн. В текущей компоновке "Союз-5" способен выводить на низкую околоземную орбиту 17 тонн груза. Для сравнения, американский Falcon 9 может потянуть в космос гораздо меньший объем – порядка 8 тонн. Специалисты космического центра утверждают, что могут увеличить грузоподъемность "Союза-5" до 20 тонн. А это немаловажно, ведь каждый килограмм груза на борту – на вес золота, уверен главный конструктор Александр Черевань.

"Эта машина сможет выводить различные полезные нагрузки на низкие околоземные орбиты с применением разгонного блока, она сможет выводить на геопереходные орбиты, на геостационарные орбиты. Достаточно широкий спектр нагрузок. И машина изначально проектировалась для выведения перспективного космического транспортного корабля", - говорит инженер.

Немаловажна и стоимость запуска "Союза-5". По оценкам специалистов, она составит 50 миллионов долларов. Для сравнения, запуск Falcon 9 будет стоить от 56 до 77 миллионов долларов.

По замыслу конструкторов, "Союз-5" должен стать стартовой площадкой для производства сверхтяжелой ракеты, способной доставлять грузы на межпланетные линии. Проектная документация тяжелой ракеты уже готова, рассказывает генеральный директор Дмитрий Баранов.

"Машина 100-тонного класса в принципе может работать не только для каких-то миссий к Луне, она может запускать и какие-то тяжелые научные станции в районе Земли, и какие-то автоматические межпланетные станции, которые в состоянии изучать Венеру или Марс, или другие планеты Солнечной системы", - уверен эксперт.

Сверхтяжелая ракета должна будет доставить к Луне и новый пилотируемый корабль "Орел", который сейчас проходит последние заводские испытания в ракетно-космической корпорации "Энергия". "Орел" будет существенно отличаться от своих предшественников, поясняет летчик-космонавт, начальник Летной службы РКК "Энергия" Александр Калери.

"В отличие от одноразовых отсеков "Союза", он будет состоять из двух отсеков – возвращаемый аппарат и двигательный отсек. Возвращаемый аппарат возвращает на Землю экипаж из полета и будет многоразовым: при полетах от Луны до 3-кратного применения, при околоземных полетах – до 10-кратного применения", - прогнозирует космонавт.

Перелет между орбитами Земли и Луны может составить от 3 до 5 суток. Всё зависит от баллистической обстановки. Численность экипажа от 4 до 6 человек. В отличие от старых "Союзов", на "Орле" будут более комфортные условия для космонавтов, рассказывает Александр Калери.

"Здесь, конечно, более раскрытая поза в кресле. Углы в тазобедренном суставе, в коленном другое значение имеют. Я считаю, более удобная поза, удобная для длительного нахождения в кресле. Здесь всё сделано по-умному, чтобы наилучшим образом переносить перегрузки", - говорит космонавт.

Посадка нового пилотируемого корабля будет происходить уже не в казахских степях, а на территории России, в южной части страны. А вот запускать "Орел" можно будет с любого космодрома, будь то "Восточный" или "Байконур". В будущем старты корабля станут возможны и с морской космической платформы.

Сегодня уже в российском проекте "Морской старт" планируется использовать полноценные отечественные ракеты "Союз-5", которые производит госкорпорация "Роскосмос". А сами запуски планируется осуществлять с экватора – поскольку там можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли, которая будет добавляться к скорости самой ракеты, что уменьшит расход топлива примерно на 20%.

С морской платформы в космос будут выводиться не только российские аппараты, но и любые коммерческие грузы, включая спутники.

Бесспорно, сегодня мировая конкуренция в космической сфере растет. И чтобы продолжать оставаться флагманом, мы должны держать руку на пульсе, создавать и внедрять новые технологии. И тогда Россия еще долгое время будет занимать лидирующие позиции в космической отрасли.

 

СоюзЦветТорг Беккер RU Holding Consul
Предыдущая статья