Николай Михайлов, Ленинградский рок-клуб: Да не боролся КГБ с западной музыкой!
31 октября 2019

ТЕЛЕЦЕНТР, 31 октября – Наталья Мичурина - В беседе с Информационным агентством "ТелецентрЪ" многолетний президент Ленинградского рок-клуба Николай Михайлов рассказал про то, как обстояла ситуация с роком в Советском Союзе

- Как вы считаете, почему США решили внедрить западную культуру в СССР? Наверняка какая-то цель была?

– Да глупость это всё. Это абсолютнейшая глупость, никто ничего сюда не внедрял. Музыка сама по себе проникала. Да, был "Голос Америки", была Би-Би-Си, а нам было более доступно, например, Радио Швеции, где мы тоже какую-то музыку слушали. Я думаю, что никто специально ничего сюда не внедрял, просто у молодежи уже возникла естественная потребность делать что-то свое. Поначалу, конечно, это были чистое подражательство и копирование западных образцов, которые были кому-то доступны, кому-то недоступны. Считалось эталоном, если ты правильно скопировал "Битлз", "Роллинг Стоунз", "Кикс", кто там еще существовал у нас тогда, то ты уже очень крутой музыкант. Но этот период быстро закончился, и где-то уже в середине 60-х появились коллективы, которые решили сочинять свои песни, писать свои стихи и выносить их на сцену, которой, собственно говоря, не было.

– Как происходил обмен пластинками западных исполнителей, как их приобретали?

– Так это ж был целый рынок вообще-то. На Галере у нас в Гостином дворе отличный был рынок. Тогда школьниками скидывались с завтраков, это в 60-х годах. Пришел к какому-то дядьке, какие-то с бутербродиков мы сэкономили деньги. По пять рублей накопили. Мы говорим: "Нам "Битлз" и "Роллинг Стоунз". Он говорит: "Битлз"? Ага". Оглядываясь, залез в портфель, достал на костях одну пластинку, потом, не глядя, достал другую пластинку. "Вот вам "Битлз", "Роллинг Стоунз". Взял у нас 10 рублей, говорит: "Идите, всё". Прибегаем домой, такие радостные, ставим эти пластинки на пленочке на костях: на одной просто шипение, а на другой... Я так сожалею, что эта пластинка утерялась, это же... не знаю, сколько бы сейчас стоило.

– КГБ так-то боролся с западной музыкой, проводил какие-то беседы? Или же более суровые наказания были?

– Я не помню, чтобы КГБ боролся с западной музыкой. При мне, во всяком случае, этого не случилось. Да, конечно, они препятствовали общению, вернее, контролировали общение наше с иностранцами. Кто-то общался, у нас были музыканты, которые общались регулярно с французским консульством. Джоанна Стингрей после издания своего альбома тоже попала немилость и все, которые с ней общались. Но так, чтобы прямо совсем уже репрессии... Нет, неприятности были, конечно.

– А в чем они могли проявляться?

– Джоанне закрыли визу, она не могла приехать к мужу. Они встречались на час, она приезжала на туристическом круизном лайнере из Хельсинки, поговорили час на набережной и все. Вот препятствие – у нее не было визы, она не могла появляться в стране. Это потом закончилось, конечно. Она у нас потом практически прописалась. В Москве, правда, но неважно. То есть, где-то в 88-89-м годах мы, рок-н-ролл, официальным властям стали абсолютно не интересны. Ни КГБ, ни ЦРУ, которому мы были никогда не интересны. Хотя существует легенда, что Цой песню "Перемен" написал по заданию ЦРУ.

– Чтобы развалить Советский Союз?

– Ну это даже конспирологией не назовешь, это просто бред какой-то, параноидальный бред. Хотя симпатично, да. А как вам легенда, что мы Дмитрия Анатольевича Медведева не приняли в рок-клуб, потому что он плохо играл на бас-гитаре? Я не помню такого, но тоже любопытная история.

– В 60-е годы были очень популярны молодые поэты Евтушенко, Вознесенский, Роберт Рождественский. И советская музыка, и советская эстрада подвергались тщательной цензуре. И для исполнителей писали либо патриотическую, либо любовную лирику. С чем вы связываете то, что в Советском Союзе предпочитали в те времена слушать поэтов, нежели советскую эстраду?

– Во-первых, этих поэтов пригнабливали, прямо скажем, тогда. Да, действительно, в 60-е годы, я тогда маленький был, мне наплевать было на Евтушенко с Рождественским и прочих. Мне нужно было гитарки выпиливать, струнки натягивать, мне по фиг было, чем они там занимаются. Но я понимаю, о чем идет речь, потому что они овладели вниманием масс, а идеология любого государства не любит, когда кто-то, кроме них, овладевает этим влиянием масс. А советская идеология в 60-е годы была довольно мощная, этого тем более не любили.

СоюзЦветТорг Беккер RU Holding Consul
Предыдущая статья