Может ли полет на авиалайнере все-таки быть безопасным?
15 октября 2019

ТЕЛЕЦЕНТРЪ, 15 октября – Марина Кочнева – "В последнее время стало опасно летать", - утверждают СМИ. Отказ двигателя, попадание птиц, даже пролитый пилотом кофе – все это может быть причиной авиакатастрофы.

Кто отвечает сегодня за безопасность наших полетов? В чем причина авиакатастроф последних лет? Почему новейшие разработки современных изобретателей не берут крупнейшие авиастроительные компании мира? И может ли полет на авиалайнере все-таки быть безопасным?

По статистике, самолеты считаются самым безопасным видом транспорта. Даже летая каждый день, потребуется 21 тысячелетие, чтобы попасть на тот злополучный рейс, который потерпит крушение. Вероятность погибнуть в катастрофе обычного пассажирского рейса крайне мала – 1 к 8 000 000. Тогда как шанс погибнуть от удара от молнии – 1 к 165 тысячам. Так можно ли заранее предсказать каким будет полет? И от чего зависит наша с вами безопасность?

Ежедневно в небо взлетают десятки тысяч лайнеров. По данным международной организации гражданской авиации, в 2018 году на регулярных авиарейсах было перевезено больше половины населения планеты. В среднем в мире в авиаперелетах погибает около 400 человек в год, говорит нам мировая статистика авиапроисшествий за последние 10 лет! Тогда как, по данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире в ДТП ежедневно погибают более 3 тыс. человек и около 100 тыс. получают серьезные травмы. Каждая авария в воздухе – это совокупность разных факторов, приводящих в ужас масштабами трагедий.

История мировой гражданской авиации насчитывает более ста лет. За это время в катастрофах погибли 150 тысяч человек. Чаще всего самолеты разбивались на заре авиастроения. Основной причиной аварий была несовершенная конструкция самолетов. Однако, самым трагичным по количеству смертельных полетов в мире было десятилетие с 1970 –по 1980 год. Тогда погибли 18 149 человек, это 1800 человек в год! Первая в мире авиакатастрофа произошла ровно 111 лет назад 17 сентября 1908 года. Самолет братьев Райт разбился из-за слишком тяжелого пассажира. Лайнер не был рассчитан на такую нагрузку.

По данным организации "Сеть авиационной безопасности", базирующейся в Нидерландах, в прошлом году в мире произошло 18 авиапроисшествий с человеческими жертвами. Погибли 556 человек. Для сравнения – самым благополучным относительно безопасности полетов был 2017 год. За год произошло 14 происшествий, в которых погибли 59 человек! Это в 9,5 раз меньше, чем в прошлом году! Получается, что за последнее пару лет самолеты опять стали чаще падать? Почему же это происходит?

95% авиапроисшествий происходят при взлете и посадке самолета. Именно в эти моменты, когда двигатели работают на полную мощность.

Птицы тоже нередко испытывают на прочность самолет при взлете. Многие даже не догадываются, какую опасность пернатые на самом деле могут представлять – попадание птицы в двигатель неизбежно выведет его из строя, а может даже привести к пожару. Ежегодно происходит более 5000 столкновений самолетов с птицами.

11 июля 2018 года в аэропорту Борисполь совершил аварийную посадку рейс авиакомпании Anda Air, летевший из Киева в Анталью. По данным местных СМИ, причиной произошедшего могло стать попадание птицы в двигатель самолета.

15 августа 2019 года аэробус А 321 экстренно сел в аэропорту Жуковский на кукурузное поле. По предварительным следственным данным, причиной посадки стал отказ двигателей, в которые попали чайки.

Как пройдет посадка – во многом зависит от мастерства пилотов и членов экипажа. Посадку осложняет короткая и узкая полоса; низкая облачность; малая высота полета, которой может не хватить на исправление ошибки пилотирования. Сильный и порывистый ветер, сдвиг ветра, плохая видимость – всё это требует от экипажа повышенного внимания и быстрой реакции.

Самолет А380, выполнявший рейс Дубай – Дюссельдорф, едва не вылетел с посадочной полосы из-за мощнейшего бокового ветра. На кадрах видно, как лайнер ровно заходит на посадку, однако у самой земли его подхватил сильнейший поток. Уже прикоснувшись шасси к земле, самолет стал подпрыгивать и двигаться зигзагами. Однако пилотам удалось избежать катастрофы.

Самым безопасным считается отрезок между взлетом и посадкой. Если у самолета, по каким-либо причинам загорается двигатель, то пилотам согласно руководству по летной эксплуатации самолета рекомендуется… НЕ СПЕШИТЬ! Излишняя суета может навредить, а при достаточной высоте и при горящем двигателе можно выполнять многие маневры.

Молния не так опасна, как многие думают. Каждый коммерческий самолет примерно раз в год испытывает на себе удар молнии. Как правило, это происходит во время посадки или набора высоты. Для этого самолету вовсе не обязательно находится в центре грозы, достаточно пролететь мимо нее. При этом катастрофы по причине удара молнии случались разве что на заре авиации, когда самолеты не были цельнометаллическими. Последний серьезный инцидент со смертельным исходом произошел в 1963 году в США. Сегодня пассажиров и экипаж защищает специальная сетка из материалов, хорошо проводящих электрический ток, вмонтированная в корпус лайнера. После удара молнии пилоты проверяют все системы на работоспособность и, если обнаружены неполадки, самолет сажают в ближайшем аэропорту.

Около 80% процентов авиационных происшествий и катастроф происходит из-за человеческого фактора. Что же входит в понятие человеческого фактора? Неспособность человека в определенный, краткий период времени оценить внештатную ситуацию; недостаточная подготовка или излишняя самоуверенность, когда человеку кажется, что он всё знает и всё может, а на самом деле принимает ошибочные или алогичные решения. Получается, в данном случае виноваты психологи, которые неправильно оценили стрессоустойчивость человека при его приеме на работу пилотом.

По вине экипажа разбился самолет Boeing 737-800 авиакомпании Флай Дубай, выполняющий рейс из Дубая Ростов-на Дону. Экипаж, который в экстремальных погодных условиях принял неверное решение, не смог с первого раза посадить самолет. Выполняя вторую попытку посадки, пилоты совершили противоречивые действия, которые привели к резкому падению самолета. Авиалайнер спикировал на взлетно-посадочную полосу аэропорта и разбился, унеся с собой 62 человеческие жизни. Позднее стало известно, что командир корабля испытывал хроническую усталость и даже засыпал за штурвалом.

Но можно ли предугадать, как поведет себя пилот в момент жесточайшего нервного напряжения? Кто же знал, что капитан пропавшего в 2013 году малазийского Боинга тоже окажется психопатом-самоубийцей? Следователи, которые пытаются разгадать загадку исчезновения самолета над Индийским океаном, приходят к шокирующим выводам. Оказывается, пилот намеренно разгерметизировал салон и после того, как все пассажиры и экипаж погибли, продолжил вести самолет с мертвыми пассажирами – так продолжалось на протяжении нескольких часов. И только, когда у него стало заканчиваться топливо, направил самолет в Индийский океан. Однако следствие еще не закончено, и какие будут окончательные выводы, мы сможем узнать позже.

"Под влиянием колоссального стресса и психологической нагрузки во время полета может обостриться любое расстройство организма", - считают психиатры. В России во врачебно-летную экспертную комиссию психологи были включены еще в конце 90-х годов. Благодаря им пилотов с выявленными расстройствами психики немедленно отстраняют от полетов. Кроме того, все пилоты проходят обязательный стартовый медицинский контроль. Он позволяет проверить экипаж не только на наличие в крови алкоголя и наркотических средств, но также обнаружить признаки простого ОРВИ, даже если сам пилот пока чувствует себя хорошо.

Череда инцидентов в воздухе заставляет всерьез задуматься о том, что же происходит на большой высоте, за закрытыми дверями кабин экипажа на борту самолетов, переполненных пассажирами, которые доверяют пилотам свою жизнь?

Пилот авиакомпании United Airlines опоздала на рейс и явилась в гражданской одежде и спортивной кепке. Выйдя к пассажирам, женщина сообщила всем по громкой связи, что если они не чувствуют себя в безопасности, то могут проваливать прямо сейчас.

Большой популярностью в сети пользовалось видео, героями которого стали пилоты и стюардесса, которая демонстрировала стриптиз прямо во время полета из Европы в Великобританию.

А может быть в том, что у пилотов сдают нервы виноваты чрезмерные нагрузки, работа без выходных? Правила режима труда и отдыха пилотов США предусматривают минимальную продолжительность отдыха между рейсами 10 часов, 8 из них отводится на непрерывный сон. Продолжительность летной смены ограничена 8-9 часами, пилотам должно быть предоставлено не менее 30 часов отдыха каждую неделю. Для сравнения – в России, согласно приказу министерства транспорта Российской Федерации №139, еженедельный непрерывный отдых экипажа не может быть менее 42 часов. Продолжительность полетного времени на всех воздушных судах не может превышать 90 часов за один календарный месяц, это не больше 8 часов в день. Продолжительность отдыха между рейсами должна составлять двойную продолжительность полетной смены, это 16 часов.

Все нештатные ситуации отрабатываются пилотами на тренажерах каждые полгода. Заходы с одним двигателем, пожары, экстренное снижение. На данном этапе развития авиационной техники и подготовки пилотов симуляторы дают 98% ощущения реального полета. Но можно ли отработать на тренажерах ошибки, связанные с человеческим фактором?

Российская система подготовки пилотов уникальна и в корне отличается от американской. В США пилотом коммерческой авиации может стать абсолютно любой человек в возрасте до 65 лет, даже человек с ограниченными возможностями. Для этого не обязательно иметь высшее образование. Пилотов учат частные школы. Для успешного прохождения медкомиссии достаточно иметь хорошее зрение и нормальное давление.

Летные училища в России смогли сохранить лучшее с советских времен. Российские пилоты обладают инженерными знаниями, разбираются в аэродинамике и сопромате. Это специалисты широкого профиля, и способны не только управлять летательным аппаратом. Первые два года обучения в училище посвящены фундаментальным наукам. После этого курсанты начинают подготовку к первому вылету: перед ним они должны налетать на тренажере несколько десятков часов.

Основные навыки пилоты получают уже в авиакомпаниях, все нестандартные ситуации они отрабатывают на тренажерах и доводят свои действия до автоматизма.

Именно поэтому российские пилоты ценятся во всем мире. Они демонстрируют высочайшее профессиональное мастерство в экстремальных ситуациях.

15 августа 2019 года экипаж Аэробуса А321 "Уральских авиалиний" спас жизни 234 человек, приняв единственное верное решение садится с неработающими двигателями на кукурузное поле, не выпуская шасси. С полным баком горючего. Экипаж самолета представлен к наградам, а пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин стали Героями России.

Кто-то называет этот случай чудом, а кто-то – наивысшим профессиональным мастерством. Недавно на одном из домов в Сургуте появилось граффити с изображениями героев. Рядом надпись: "Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы". Это цитата бортпроводника аэробуса Дмитрия Ивлицкого. Художники увековечили подвиг героев в рамках акции "Портрет памяти".

СоюзЦветТорг Беккер RU Holding Consul
Предыдущая статья