Илон Маск создал многоразовую ракету с простым двигателем
16 сентября 2020

ТЕЛЕЦЕНТРЪ, 16 сентября – Ольга Пономарева -

В беседе с Информационным агентством "ТелецентрЪ" главный конструктор НПО "Энергомаш" Петр Лавочкин рассказал о преимуществах российских ракетных двигателей перед американскими.

- Мы ведем полномасштабную разработку двигателя "РД-171 НВ" для ракеты- носителя "Союз-5", мы ведем полномасштабную разработку двигателя "РД-191М" для ракеты-носителя "Амур". Параллельно осуществляем товарные поставки в рамках наших контрактов и обязательств по двигателям "РД-180" и "РД-181", ведем научно-исследовательскую работу.

- Можно эти двигатели назвать универсальными, которые годятся для большого спектра ракет?

- Да, именно эта концепция сегодня и предложена. Сегодня в доктрине небольшой ассортимент двигателей. А линейка ракет существенная. Это и "Союз-5", и "Союз-6" на основе "Амура", "Ангара" легкая, средняя и тяжелая. Еще сейчас группа специалистов во главе с Александром Медведевым работает над возвращаемой концепцией ступеней ракеты-носителя "Ангара". Это универсальная линейка. На основе нее можно создать ракету-носитель любой грузоподъемности.

- Можно сказать, что здесь сочетаются выгода и надежность и по ведущим параметрам наши двигатели – лучшие в мире?

- Разработка нового двигателя – это самая сложная и самая длинная задача при создании ракеты-носителя. Это энергонапряженная конструкция огромной мощности в малой массе. Научить ее работать устойчиво, обеспечить все нужные режимы, не разрушаться – вот задача конструкторов, на это нужно время.

Что касается характеристик наших двигателей. Наша страна находится ближе других к Северному полюсу и начальная скорость ракеты при старте с поверхности земли у нас ниже, чем у тех же американцев. Самая большая скорость на экваторе. А американцы стартуют ближе к экватору.

Почему мы забирались на Байконур? Потому что южнее, это выгоднее. Скорость Земли больше, соответственно, начальная скорость ракеты выше. Можно меньше топлива затратить, чтобы вывести ту же полезную нагрузку. А для этого наш двигатель должен быть просто эффективнее и мощнее. Наша задача – создать двигатель с максимальными характеристиками, максимально возможным удельным импульсом, максимальной тягой.

Но при этом он должен обеспечивать все требования по работоспособности, надежности и так далее. Поэтому мы исторически были поставлены в такие условия, когда должны были делать двигатели чуть-чуть лучше. С самых первых полетов в космос наши двигатели подтверждают свое лидерство по всем характеристикам.

- А почему "РД-180" хвалил Илон Маск? Для него это пока недосягаемо?

- Илон Маск создал ракету Falcon на основе двигателя "Мерлин". Этот двигатель выполнен по самой простой схеме. Он не является чем-то уникальным.

Илон Маск решал другую задачу. Он должен был войти на космический рынок, создать ракету, которую бы признали, стали бы покупать. Ну и он решил задачу, которую до него фактически не решил никто. Он посадил ступень обратно. Он показал всем, что это можно сделать, что можно делать многоразовые фактически ракеты. Но двигатели там простые.