Госдума предлагает отсрочку по арендным платежам и налоговые каникулы для НКО
09 апреля 2020

ТЕЛЕЦЕНТРЪ, 9 апреля – Артур Селимов – В редакцию "Телецентра" поступил проект решения Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений "О мерах поддержки некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных и религиозных организаций в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".

В документе говорится:

"Заслушав информацию председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Гаврилова Сергея Анатольевича и членов Комитета о мерах поддержки некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных и религиозных организаций, в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Комитет:

1. Считает, что существует срочная необходимость в реализации комплекса мероприятий как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации по дополнительной государственной поддержке некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организации (далее – СО НКО), добровольческих, благотворительных организаций (далее также – НКО), а также религиозных организаций, осуществляющих социальную миссию. Основными целями реализации мер по государственной поддержке российского некоммерческого сектора являются стабилизация финансового положения НКО и обеспечение продолжения их общественно полезной деятельности, что имеет особо важное значение в условиях, когда достаточно многочисленные категории наших граждан нуждаются в социальной, духовной и психологической поддержке.

2. Полагает целесообразным, что значительная часть мер по поддержке, принятых по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина и Правительства Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства может и должна быть распространена на СО НКО, добровольческие, благотворительные организации, а также, с учетом их специфики, на религиозные организации традиционных конфессий.

В частности, предлагается:

2.1. предоставить право на отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности начиная со дня введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичная мера введена по отношению к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества");

2.2. предоставить НКО право ходатайствовать у арендатора уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;

2.3. продлить как минимум на шесть месяцев для НКО сроков уплаты налогов и авансовых платежей по налогам (за исключением налога на добавленную стоимость), включая сроки уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

2.4. снизить до 15% на постоянной основе совокупный размер страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для работников НКО и работников религиозных организаций, состоящих в трудовых отношениях с последними;

2.5. предоставить беспроцентные кредиты и (или) субсидии на выплату заработной платы работникам НКО и религиозных организаций на период до шести месяцев

3. Отмечает важность предоставления права НКО проводить в период 2020 - 2021 годов заседания их высших органов управления (общих собраний, конференций, съездов и т.д.) в заочной форме по всем вопросам, возникающим в процессе деятельности НКО и относящихся к их компетенции (соответствующий законопроект внесен в Государственную Думу и находится сейчас на рассмотрении в Комитете по развитии гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений).

4. Отмечает, что в настоящее время религиозные организации традиционных конфессий, священнослужители   наравне с врачами и работниками социальной сферы непосредственно работают с населением, особенно с пожилыми гражданами, оказывают им во время испытаний крайне необходимую социальную, духовную и психологическую поддержку.

В этой связи Комитет считает необходимым, что в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить религиозные организации и их представителей средствами индивидуальной защиты, санитарно-гигиеническими средствами для дезинфекции, консультационной помощью и обучением, необходимыми разрешениями для свободного передвижения по населенным пунктам, в которых введены ограничения по передвижению граждан.

5. Полагает целесообразным обеспечить волонтеров спецодеждой, питанием, средствами индивидуальной защиты, санитарно-гигиеническими средствами для дезинфекции, консультационной помощью и обучением, доставлять их к месту осуществления безвозмездного оказания помощи, обеспечить страхование волонтеров на время работы.

6. Отмечает необходимость информирования населения, в том числе через средства массовой информации о НКО, оказывающих помощь и поддержку нуждающимся в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

7. Предлагает федеральным органам исполнительной власти рассмотреть вопрос о временном приостановлении запланированных проверок за деятельностью НКО, за исключением НКО, получающих иностранное финансирование и внеплановых проверок, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

8. Отмечает необходимость упрощения условий для НКО в получении ими субсидий, сокращения длительных конкурсных процедур и исключения требования о продолжительности работы НКО как основания получения статуса исполнителя общественно полезных услуг.

9. Считает целесообразным разработку новых законопроектов, касающихся упрощения работы НКО в продолжение уже начатой Комитетом работы и принятых необходимых законов, направленных на введение дополнительных мер поддержки добровольчества и социально ориентированных НКО, социального предпринимательства, таких как Федеральный закон от 05.02.2018 №15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)", Федеральный закон от 18.03.2020 № 60-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 314 Федерального закона "О некоммерческих организациях", вступающий в силу в сентябре 2020 года.

10. Считает необходимым принятие дополнительных мер в целях широкого развертывания благотворительной деятельности:

- сформировать специальные программы работы с лидерами волонтерских проектов, включая технологию их выявления, обучения, кадрового роста, а также дальнейшего сопровождения в реализации инициатив;

- разработать комплексную программу нематериального поощрения граждан, участвующих в добровольческой деятельности, и расширить возможности грантовой поддержки добровольческих проектов среди физических лиц;

- предоставить благотворительным организациям особый статус, который позволит им получать дополнительные льготы;

- предоставить льготы по налогу на прибыль для юрлиц, осуществляющих благотворительность;

- расширить возможности использования единой информационной системы "Добровольцы России";

- разработать программы международного сотрудничества в области добровольчества, включая механизмы трансляции российского опыта, а также поддержки социальных проектов, реализуемых совместно с российскими добровольческими организациями.

- изменить действующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о бухгалтерском (финансовом) учете, которые в значительной степени препятствуют активному участию в благотворительности крупных финансовых и промышленных организаций.

11. Считает целесообразным формирование рабочей группы в целях координации разработки и реализации комплекса мер по поддержке некоммерческого сектора и религиозных организаций с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, религиозных организаций, социально ориентированных некоммерческий организаций, благотворительных организаций, добровольческих организаций, экспертного сообщества.

12. Направить настоящее Решение в Правительство Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, руководителю рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции С.С. Собянину, Общественную палату Российской Федерации".