Экс-глава Минкульта СССР: Запрещать западную музыку? Это не было формой воспитания
30 октября 2019

ТЕЛЕЦЕНТР, 30 октября – Карина Бадалян - В беседе с Информационным агентством "ТелецентрЪ" бывший министр культуры СССР, заместитель председателя Совета Министров Российской Федерации Василий Захаров рассказал про то, как советский человек реагировал на западную музыку.

- В 1960-е Советский Союз обогнал США по многим параметрам: космос, образование, кино, театр. Это было время новых открытий и тенденций. А в США тем временем началась сексуальная революция. Хлынула в СССР западная музыка, нестандартная для советского человека. Вместе с музыкой из США пришла к нам "так называемая свобода". Почему, как вы думаете, США, главный противник СССР в ядерной гонке, решили внедрить в СССР свою культуру?

– Штаты — "оккупанты" опытные. И знают, что для того, чтобы внедрить свой образ жизни, культуру и так далее, надо подготовить население. Надо, чтобы население могло воспринимать то, что внедряется. И у них отработанная на многих странах система была, в том числе, они активно очень стали пропагандировать свою культуру. Возьмем BBC, "Голос Америки" и так далее. Что они говорили там? Кроме политических событий, они много уделяли внимания культуре. Они считали, что в России классическая, народная культура развита больше всего была. У них же получила развитие культура, которая свойственна была их народам, виды культуры, которые у нас не культивировались. И тогда они проводили активную политику по внедрению своих культурных взглядов, своих методов и культуры как таковой.

— Вы про то время, когда советские молодые люди прятали пластинки с западными исполнителями, тайком торговали, обменивались ими?

– Знаете, когда хлынула сюда западная часть туристического обмена, конечно, торговля началось всяческая: шмотки, жевательная резинка. Она была самая модная, самая популярная, когда у нас не было ее. И, естественно, были пластинки. Их было меньше, потому что пластинки трудно провозить. Больше были переписанные западные пластинки — "на ребрах", слышали, наверное? Я это видел, и у меня даже где-то были, где-то на даче лежат они, "на ребрах" записанные вещи. Пластинки как таковые продавали мало. Потому что их видно сразу. А рентгеновский снимок, переписанный с той пластинки, свернешь в трубочку – торговля большая была. Торговцев ловили понемножку: штрафовали и отпускали.

— У нас чистый был человек, открытый, искренний, неразвращенный. Как он мог съесть вот эту западную конфету, где распутство, секс беспорядочный?

– Если это распутство, секс — это одна сторона. А если это музыка была? В музыке западной были и хорошие стороны. Они сейчас гастролируют, те же, которых запрещали, они сейчас приезжают к нам на "ура". Конечно, был интерес к самой музыке. Эти чистые люди заимствовали новые мелодии, и здесь ничего плохого не было.

— Почему мы заглотили этот крючок все-таки? Где мы ошиблись?

–Это очень подвижная схема, они организовывали встречи, там всегда присутствовал и виски, там всегда присутствовал какой-то элемент "питательной культуры", я бы так назвал, Запада. Это вместе с девочками, которые обнимались. А там и виски наливали. У нас водка одна только, а там виски, хороший портвейн португальский и так далее.

– Почему, на ваш взгляд, Министерство культуры СССР не смогло противопоставить западной музыке ничего? Почему советские чиновники не боролись за советскую молодежь? Влияние ведь было очевидным.

– Это неправильно. Советскому министерству как таковому бороться за советскую молодежь трудно – это люди должны бороться. Как бороться? Наказывать? Нет, у нас бы отказались от этого дела. Надо противопоставлять свою хорошую музыку. Вот это делалось, и надо сказать, что самые крупные композиторы – все-таки шикарные композиторы у нас были, шикарные, их принимали на Западе, везде – они поддерживались всегда нами. А запрет – это еще не форма воспитания.

СоюзЦветТорг Беккер RU Holding Consul
Предыдущая статья