Деньги на президентский завтрак
28 мая 2020

ТЕЛЕЦЕНТРЪ, 28 мая – Владимир Чернигов – Если в школе до карантина было горячее питание, то с 1 сентября для младших классов оно должно быть бесплатным. Если с 1 сентября в школе запланировано горячее питание – для младших классов оно должно быть бесплатным. Казалось бы, простой и понятный тезис, но недавнее заседание рабочей группы под председательством первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке Геннадия Онищенко показало: именно это сейчас является главной проблемой!

О бесплатном горячем питании для всех младших школьников в стране говорится в законе о школьном питании, который вступил в силу 1 мая. Но одновременно с этим мы видим проект постановления, в котором есть тезис – регион в целом не получит федерального финансирования, если не будет готова хотя бы одна школа. По данным Роспотребнадзора, к старту "президентского завтрака" на 100% уже готовы 18 регионов, еще 39 субъектов РФ могут обеспечить горячим питанием младшие классы, если до 1 сентября приведут в порядок столовые и пищеблоки.

По информации, которая была обнародована в ходе заседания рабочей группы, 28 субъектов, а это 465 школ, в которых сегодня нет пищеблоков, отсечены от получения субсидий. В качестве примеров Геннадий Онищенко, в частности, привел Новосибирскую область, в которой есть только 1 школа, где нет организованного пищеблока. В ней учится 51 ребенок, в начальной школе – 24 человека. И Новосибирская область лишена государственных субсидий. Из этой ситуации необходимо найти выход. Если Роспотребнадзор считает, что школа не соответствует обязательным (а не рекомендуемым) требованиям СанПиН, значит, нужно закрывать пищеблок и на время его ремонта, приведения в порядок решать вопрос о том, как компенсировать детям отсутствие питания – деньгами, пайками, даже если такой формат сейчас не предусмотрен в законодательстве. Если пищеблок не закрыт, и в школе есть горячее питание, для младших классов оно должно быть бесплатным.

На ближайшие три года впервые в новейшей истории России на горячее бесплатное питание выделено около 100 млрд федеральных рублей. В 2020 году потребуется 21 млрд руб., а с 2021 года — по 43 млрд руб. ежегодно. Но решения Правительства РФ о порядке выделения средств пока не приняты, работы по ним еще ведутся. Документ, которого не хватает, чтобы регионы получили федеральное финансирование, называется "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия по организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных образовательных организациях субъекта Российской Федерации (муниципальных образовательных организациях), в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". В настоящее время есть только проект правил. В случае утверждения проекта именно эти правила будут регулировать выделение федеральных денег на так называемый "президентский завтрак". Но одновременно с этим закон о школьном питании утверждает: ответственность за то, что дети в младших классах должно получать бесплатное горячее питание, несет учредитель. И, следовательно, независимо от того, удалось ли региону получить федеральное финансирование, права детей на бесплатные горячие завтраки не должны быть ущемлены.

Еще один очень важный вопрос, который пока не решает подготовленный проект постановления, на что именно могут быть направлены федеральные деньги.

Пока возможны различные трактовки. Совсем недавно аналогичная ситуация сложилась с выплатами для медиков. В постановлении правительства от 12 апреля указано, что размер выплат рассчитывается в соответствии с занимаемой должностью из фактически отработанного времени. Но какие должности и как определяется это время, не было установлено. Отсюда возникало много разногласий. Так и в проекте постановления установлено, что субсидии предназначены для реализации мероприятий по организации горячего питания. Какие виды расходов к ним относятся? Пока непонятно, что и проявилось в вопросах, заданных на рабочей группе регионами. Чтобы избежать ситуации, описанной выше по отношению к выплатам врачам, нужна согласованная позиция Министерства просвещения и Министерства финансов. Ведь, если федеральные субсидии могут быть потрачены только на продукты, то около 20-25% выделенных средств могут быть возращены в федеральный бюджет, так как в проекте постановления стоимость продуктов питания определялась не по оптовым, а по потребительским ценам. Потребуются дополнительные средства из региональных бюджетов на оплату остальных расходов: это и заработная плата, и расходные материалы. Одновременно с этим и ФЗ-47 определяет, что субсидия выделяется не на продукты, а на организацию и обеспечение питания.

До 1 сентября осталось чуть более 90 дней. Это минимальный период, в течение которого еще можно не допустить повторения истории с выплатами медикам. Все прочие болевые точки, на которых мы неоднократно акцентировали внимание: нормы питания, отсутствие региональной документации и прочие – это недоработки, а описанная выше ситуация – назовем ее "проблемой одной школы в регионе" – это серьезная проблема. Для ее устранения понадобятся значительные усилия, системная работа и наличие политической воли. Не хотелось бы вслед за халатностью и невнимательностью в адрес медиков уже 1 сентября вместо обещанного "президентского завтрака" получить пресловутые булочку с горячим чаем и холодную малосъедобную кашу.

Автор текста — президент АНО Институт отраслевого питания Владимир Чернигов

СоюзЦветТорг Беккер RU Holding Consul
Предыдущая статья